Роль родителей в детском творчестве
Какими бы креативными ни были наши детки, всё-таки есть в их творчестве влияние родителей и других авторитетов. Раньше меня это немного расстраивало, но теперь я поняла, что преемственность - это хорошо. Пока взрослые не навязывают детям свои шаблоны и не пытаются давить, их вовлечённость в процесс совместного творчества идёт всем только на пользу. Так что я не согласна с теми художниками и психологами, которые утверждают, что нельзя рисовать на листе ребёнка. Мы с дочкой очень любим вместе порисовать. И не только...
Например, дочка поддерживает мою любовь к выпечке. Но если я по натуре минималист, то Даше присуща любовь к украшательству. Так что она не только помогает мне в приготовлении теста (или я ей - в последнее время дело обстоит именно так), но и с удовольствием расписывает готовый результат сахарными карандашами:
Видя, что у меня много самодельных бус, Даша занялась изготовлением собственных. Одни она сделала для себя, другие - для меня. По-моему, вышло очень стильно:
Кстати, Даша не остановилась на бусах, а пошла дальше и сделала кольцо, корону и брошь - из бумаги:
Бывает и так, что дочка передаёт мне творческий импульс. Например, когда Даша показала мне слепленного из пластилина паучка на листике, я просто не могла не подхватить инициативу - и вот мы уже вместе сидим на полу и делаем божью коровку, облепливая пластилин вокруг камушка:
Я с гордостью замечаю, что идею изготовления подарков своими руками дочка переняла от меня. Как только Даша узнала, что 5 октября - день учителя, она бросилась делать мне подарок:
Наш самый главный специалист по творчеству из спичек, да и вообще из дерева, - это Дашин папа. Хотя у него мало свободного времени, иногда он может соорудить, например, такой домик:
А вот и Дашина поделка из спичек: это автобус, человечек и пешеходный переход-зебра. Вижу-вижу в этой картинке и своё влияние: наше занятие по ПДД и тема "Transport":
Ну, и ещё несколько наших совместных поделок из спичек и пуговиц:
дерево:
грузовик:
бабочка:
И, конечно, рисование. Как я уже говорила, мы с дочкой часто рисуем вместе. И это совместное творчество может принимать разные формы. Например, Даша любит изображать красками заячьи следы:
Однажды я помогла ей и подрисовала самих зайчиков, которым я приделала усы из ниток:
Наш излюбленный вариант рисования дуэтом: Даша рисует картинку, а я раскрашиваю:
это моя любимая - модница в шляпе:
Фиксики:
зайчик:
этот чудесный рисунок с бабочками приехал с юга:
Ну, и напоследок покажу вам цветы, нарисованные Дашей самостоятельно, но под влиянием всё той же поездки на юг:
По-моему, совместное творчество со взрослыми хорошо тогда, когда оно призвано знакомить детей с новыми направлениями, задавать идеи, но при этом не мешает деткам развиваться по своему пути. А как вы думаете?
Комментарии
Оля, несколько раз пересмотрела ваши работы.Они чудесные.И даже выделить вот так сразу,что именно понравилось больше,не смогу.И паучок,и поделки из пуговиц и спичек, и рисунки просто замечательные. Я тоже считаю, что совместное творчество способствует вдохновению и развивает обоих.
Мой младший сын порой придумывает такие вещи в совместном творчестве, которые мне бы не пришли в голову, а я стараюсь придать этим мыслям определенное направление. Он любит экспериментировать с рецептами и сам их придумывает, но вижу , что порой перебарщивает со специями или хочет совершенно несовместимые ингредиенты взять, вот здесь и корректирую.
Спасибо, Викуль! Мне тоже интересно, что Даша придумает, когда доберётся до рецептов.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Поделки из пластилина - самые наши любимые. У вас здорово получается! Со спичками мы тоже экспериментировали, но вот украшать поделки не пробовали. Спасибо за идею ))
http://ulchatka.ru
А мы редко лепим - наверно, по пальцам можно пересчитать, сколько раз мы лепили: как-то мне не особо приятна пластилиновая консистенция на ощупь. Но если найдём другой материал, обладающий теми же свойствами, возможно, и мы увлечёмся. Жаль, с приготовлением солёного теста слишком долго возиться.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Оля, я тоже всегда творю вместе с дочкой, показывая ей новые технике, и в тоже время не мешая ей проявлять себя. И результат такого творчества на лицо. Я как то писала об этом в своем блоге. Очень понравилось как вы совмещаете с Дашей рисование и расскрашивание.
Мы с Аней тоже иногда похоже делаем - она рисует абстрактные линии, а я промежутки произвольно закрашиваю
Абстрактные линии - тоже интересный вариант. Получается такая медитация на двоих.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Оля, я думаю, психологи ничего не имеют против совместного творчества ))) Наверное, имелось ввиду, рисовать за ребенка, навязывая ему свои стереотипы. А если ребенок сам желает делать это вдвоем - кто же станет возражать?!
Мои дети просто обожают, когда я с ними, заодно. Они кричат: "Ура!", когда узнают, что мы будем творить вместе. А я, как и ты, взаимно рада нашему сотрудничеству - это радость не только детям, но и большое удовольствие для меня.
Очень понравились ваши с Дашей задумки: игры со спичками и пуговицами, раскрашивание Дашиных рисунков - у меня у самой иногда руки чешутся раскрасить рисунки детей, нарисованные ручкой, но их почему-то всё устраивает и я не лезу)))
И как ты заметила ( про бусы), совместное творчество стимулирует к новым самостоятельным идеям ребенка. А ещё можно таким образом сделать нелюбимое занятие любимым: Ляйсан сначала очень не понравилось рисовать в специальной раскраске обеими руками. Тогда я распечатала на всех троих одинаковые задания и мы сели рисовать. С тех пор она сама просит "порисовать вместе с ней". И конечно, главное на самом деле быть заинтересованным, довольным, а не делать вид или одолжение ребенку.
P.S. Папа какой у вас умелец! Я тоже такой домик хочу)))
Альфия, представила картинку, как вы все втроём рисуете: это же так здорово! А что за раскраска для обеих рук? Очень ты меня заинтересовала.
А папа у нас мастер ещё тот. Умеет строить не только игрушечные домики, но и настоящие.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Раскрашивание двумя руками очень полезное занятие, даже для нас, взрослых)))
Раскраска от Hatber "Рисуем двумя руками", Школа фантазеров, 5+
P.S. Никак не хотят меня пропускать с именем Альфия: "Использованное вами имя принадлежит зарегистрированному пользователю". Это ведь я - зарегистрированный пользователь, я!
Альфия, спасибо!
Просто зайди в свой аккаунт (профиль), набрав пароль (если потеряла, сделай запрос - и тебе на почту придёт ссылка) и комментируй от имени зарегистрированного пользователя, а не гостя.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Так и хочется сказать: папины поделки в студию!
Домик замечательный.
Мои Мысли вслух
Эти "поделки" слишком глобальны для моего блога.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Оленька, замечательный пост! Совершенно согласна! От себя добавлю, что если атмосфера в семье творческая и все творят, то и ребенок будет творить, вне зависимоститот того рисуют у нено на листе или нет. А работы совершенно волшебные!
Спасибо, Дана! Редко вижу твою улыбку у себя в блоге, но очень тебе рада.
Творческая атмосфера заразительна - что правда, то правда. У нас с мужем был такой период, ещё до рождения дочки, когда нас накрыло волной творчества и мы наделали море новогодних украшений. До сих пор жалею, что не сфотографировала. Там был и домик из картона с горящим светом внутри, и зайчик из пенопласта, и много чего ещё... А заново решиться на такие глобальные проекты с ребёнком - это надо собраться с духом. Думаю, ты меня понимаешь.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Ух ты, посмотреть бы на такую красоту! Да, когда в семье появляются дети, творчество тоже меняется с поправкой на них, но ведь всему свое время?
А за то что появляюсь редко, ты уж прости! Работа, малышка и домашнее обучение оставляют мне очень мало времени на виртуальную жизнь. Мне очень важно писать, поэтому часто приходится выбирать писать у себя или комментировать. Кое кто обижается, конечно, но что уж поделать, такая жесткая правда жизни.
Конечно, это можно понять. Я и сама стала теперь комментировать гораздо меньше.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Работы дивные! Абсолютно все! С Вашим мнением согласна на все 100, и к комментарию Даны, как говорится, ни отнять ни прибавить. Мы тоже очень часто всё делаем вместе, это никоим образом не сказывается ни на самостоятельности ребёнка, ни на его творческом мышлении.
Иногда дочка просто в открытую обращается за помощью, если по каким-либо причинам не уверена в своих силах - она у меня максималистка и часто замахивается на безумно сложные вещи. И в этом тоже не вижу ничего плохого, самооценка у нас вполне себе на высоте:)К тому же мы с моей мамой часто творим в тандеме: я, скажем, цветочки вяжу или квадратики, а она потом в вещь их собирает. Или с дочкой какую-нибудь картину из шерсти мастерим, а какую-то сложную деталь, глаза, например, просим подсказать бабушку, только лишь для того, чтобы не испортить хорошую работу - она замечательно рисует.
А вы просто молодцы - столько выдумки!
Творчество сразу трёх поколений - как это должно быть, уютно! О такой преемственности можно только мечтать.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Оля, замечательные работы! И ты права, вмешиваться и делать вместе разные вещи! И как приятно смотреть, когда вот от такиз совместных игр и творчества появляются такие интереснейшие работы!
Оля, если не показывать ребенку элементов творчества, то у малыша и не возникнет интереса. Совместное творчество прекрасно!
Мне очень понравились Дашины украшалки, бусы, поделки из пластилина, дерево из спичек и все остальное
Кстати, на что Даша нанизывала бусины?
Блог "Развивашка"
На специальную мягкую леску. Она шла в наборе вместе с бусинами. Спасибо, Люда!
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Не за что
Хочу тоже попробовать с Олесей делать бусики и, наверное, лучше всего начать с готового набора, как у вас.
Блог "Развивашка"
Бывает сложно заинтересовать ребёнка, особенно мальчика, рисунками и поделками в наш компьютеризированный век.
Оля, как вы заражаете своим примером! Поделки просто очаровательны! Вот у меня пока с творчеством хромает, но надеюсь, что возраст еще не тот) Как садимся оба порисовать, полепить, то у Вани быстро интерес пропадает. Грешу на свой не очень сильный интерес.. но может все-таки и возраст)
Надо провести беседу. 
Зато охотно ставлю под сомнение корректность проведения занятий (вот это фразочка) няней. По окончании их творчества я вижу изрисованный няней лист бумаги, а где там Ваня приложился - даже не понятно.
Интерес у детишек быстро пропадает - это правда. С маленькими непоседами трудно начинать какую-то глобальную задумку. Кстати, я заметила, что слишком сильная заинтересованность со стороны взрослого тоже не идет на пользу - здесь важно сохранять баланс. У меня Даша может бросить начатое в двух случаях: или когда я слишком нацелена на результат (например, когда мы делаем подарок), или когда, наоборот, не видит заинтересованности с моей стороны. А когда на нее находит вдохновение, может долго просидеть одна с бумагой, клеем и ножницами.
Оля, очень надеюсь, что няня внемлет твоим словам и даст Ванечке большую свободу в творчестве.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Оля, так у вас прям творческий рай! Ну столько всего много прекрасного, а Даша - точно принцесса, начала с бус - и продолжила короной
Заглядывайте на огонек: Блог мамы чуда с косичками
У нас творческая мастерская разворачивается, в основном, перед праздниками. Скоро начнется подготовка к Новому году - вот уж действительно рай для мастериц. Спасибо, Катя!
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Да, у меня тоже уже подготовка к НГ началась - я дедулю мороза связала
Заглядывайте на огонек: Блог мамы чуда с косичками
Классно! Буду ждать его появления у тебя в блоге.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Оль, а он уже в блоге, просто в другом
http://amigurumia.ru/kak-svyazat-deda-moroza-amigurumi.html 
Вот этот носатый тип
Заглядывайте на огонек: Блог мамы чуда с косичками
Катя, какой он классный! Очень аккуратный и вообще суперский! Какая же ты мастерица! Спасибо, что показала - правда, я теперь покой потеряю, пока не свяжу такого же.
У тебя в блоге не смогла комментарий оставить, т.к. не удалось справиться с капчей.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Оль, я вообще замучилась. Меня спамеры на мамский блог задолбали - в день по 40 штук спама удаляю и капча не справляется
уже и не знаю что предпринять.
Заглядывайте на огонек: Блог мамы чуда с косичками
У меня такая же история.
А ещё регистрируются как приличные пользователи, чтобы оставлять свои ссылки без модерации.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Блин, чувствую надо обратно дискус ставить и убирать обычные комменты, ибо в край достало

Заглядывайте на огонек: Блог мамы чуда с косичками
А я сделаю регистрацию только через одобрение администратором.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Сейчас подумала, может действительно - это хороший выход. Пусть регистрируются только те, кого я знаю!
Заглядывайте на огонек: Блог мамы чуда с косичками
Ага, кстати, сейчас протестировала - мне понравилось. Система "Спамер не пройдёт".
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Умничка Даша, очень творческие поделки!
Хороший вопрос по поводу совместного творчества. Еще иногда советуют не пользоваться в творчестве трафаретами, шаблонами и т.д. А мне кажется, что пусть ребенок пользуется, чем хочет, все равно это - его творчество. Начнет с трафаретов, потом научится делать их сам, а потом и без них обойдется. И ничего страшного не произойдет, если какую-то поделку ребенок сделает вместе с мамой, ведь потом он научится и сделает что-то совершенно свое в этой технике. Это если никаких техник ему не показывать, ничему не учить и ни во что не вмешиваться, то тогда вообще творческое развитие будет случайным: заметил ли ребенок какие-нибудь закономерности, сделал ли выводы, научился ли применять, хватило ли фантазии использовать в своем творчестве нестандартные материалы и инструменты и т.д.
Оленька, у вас с дочкой великолепный творческий тандем! По мне, так, если нет давления со стороны взрослого, нет навязывания, а есть удовольствие от совместного творчества - почему нет?
Паучок на листике мне очень понравился! И дерево ваше на полу! Я уже где-то писала про будущее модельера. Теперь вижу еще одно подтверждение)) - кольцо, корона и брошка - чудно придумано!
Женечка, нам очень приятно читать такие слова.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Отправить комментарий