Влияние среды на детский рисунок
Поражаюсь тому, как сильно меняется детский рисунок в зависимости от обстоятельств, при которых он выполнен, и от личности учителя. В одном случае это будут каляки-маляки, в другом - творчество с большой буквы.
Осенью мы с дочкой начали посещать уроки рисования в школе развития. Даше очень нравилась учительница - спокойная, сдержанная - и под её руководством из-под кисти дочки регулярно появлялись шедевры. Вот два последних:
Но неожиданно учительница ушла и её место заняла другая женщина: нервная, суетливая, позволяющая себе окрики. Результат перед вами:
Когда Даша творит дома сама, рисунки получаются совершенно другими: более психологически насыщенными, говорящими.
Например, это человечек, поднимающийся по лестнице:
А вот мама, у которой так много рук, что она успевает делать сразу много дел:
Я со своей стороны тоже стараюсь стимулировать дочку к творческому самовыражению. Однажды мы шли вечером домой и увидели закат потрясающей красоты: розовый, в голубую полоску. Как только мы пришли, сразу же сели за краски. Вот каким я увидела закат:
А это Дашина интерпретация:
Мне нравилось, когда моя стимуляция была неявной, дополняющей обучение в школе. Но с уходом любимой учительницы нашим посещениям школы пришёл конец. И вот теперь я чувствую себя несколько неуютно из-за неожиданно обрушившейся на меня ответственности по подготовке занятий.
На помощь пришёл наш старый знакомый - обучающий диск Ирины Колобовой. Сегодняшний урок "Букет маме" оказался слишком трудным для Даши, но я решила взять инициативу на себя и провела его в вольной технике: дочка нарисовала букет карандашом, а я раскрасила его красками. Результатом мы обе довольны:
Что ж, может быть, мне и не стоит бояться этой ответственности, а просто вспомнить свою школу искусств и взяться за дело?
P.S. Кстати, Ирина выложила несколько бесплатных видеоуроков - вы можете посмотреть их здесь.
Комментарии
Оль, педагог посторонний имеет очень большое значение. Я когда Дашу повела в школу, тоже боялась, а вдруг навредят, а вдруг попадутся не самые грамотные и т.д. Но слава богу, нам повезло. По творчеству потрясающий педагог попался. Она такая чуткая, старается индивидуальный подход найти. добрая. А когда мы с ней разговорились, оказалось, что она полностью за раннее развитие выступает и когда ее детки были маленькими (ей уже около 55), она учила их читать по карточкам. Она интуитивно сама учила их, как по Доману. В общем я ее обожаю и Даша тоже. Очень надеюсь, что вместо новой учительницы вы найдете Вашего учителя, который поможет и наставит
Мой блог: Учимся играя
Согласна, что личность педагога имеет очень большое значение - особенно в таком возрасте. Вот поэтому мы с Дашей и выбираем учителя так тщательно. Если не найдём своего, возьмусь за дело сама.
Рада, что у вас так удачно всё сложилось со школой.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Абсолютно согласна, что педагог имеет огромное влияние на развитие ребенка ( особенно творческое ).Знаю это не по наслышке, так как сама пять лет проработала в школе учителем начальных классов. А для маленьких деток это имеет особенно большое значение.
Вика, не знала, что мы в одной профессии.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Оля, какие у вас красивые рисунки все-таки. Очень нравится наблюдать, как дети творят. Какой волшебный возраст!
Я сегодня только про диск этот Ирины Колобовой подруге рассказывала - что собираюсь его покупать через пару лет
Спасибо, Олечка!
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Оля, согласна с тобой на все 100%! От учителя так много зависит! Марианна ходит на музыку. До этого была учитель добрая, веселая, интересная. Дети от нее все тащились.
А теперь Марианна перешла на уровень выше и уже учится в классе игры на кейборде. И, конечно, другая учитель. Она очень старается. Очень. Но из-за этого она какая-то неестественно эмоциональная. Ни с того, ни с сего как крикнет. Нет, не на детей. А потому, что игрушку искала, хотела так поиграть. Или из-за кейборда как выскочит! Это она зайчика изображала. Одним словом, дети от нее в шоке. Родители тоже, хоть и не подают виду.
Надеюсь, со временем она станет менее экспрессивной А то Марианна даже подходить к кейборду в классе отказывается. Хотя, дома играет с удовольствием.
А рисунки ваши - чудо! Я в восторге! Такие трогательные и нежные. Понравился человечек, который идет по лестнице. Очарователен!!!
Ира, это мне напомнило сцену из мультфильма "Tinker Bell", когда фея пыталась научить птенца летать. Желаю вам, чтобы всё образовалось.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Ольга, думаю, вопрос о том, учить ли ребенка в м е с т о учительницы, можно начать с целей занятий...
Просто рисовать вместе, без "занятий", развивающих, обучающих?.. Или просто, если охота, рисовать самой, а ребенок смотрит или подглядывает. А надо станет, будет тоже рисовать. Или не будет. Если нет (еще нет/уже нет/по любым причинам исчезло) желания у ребенка, то ищет занятие по нраву, а если есть, то и занимать не надо.
Наверное, я просто не пойму смысла раннего развития. Вернее, развивания, не обязательно раннего, а вообще развивания.
Это не конкретно к твоему посту, а к тенденции. Я хотела сказать, что рисунки замечательные у вас! В любом настроении:)
Оля, тут дело немножко в другом. Даше по-настоящему нравится рисовать и я вижу её потребность в изучении именно техник рисования, поэтому я и задумываюсь об уроках. Это идёт не от меня - от неё (в скобках замечу, что я бы лучше сделала акцент на спортивное развитие).
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Аа, тогда ясно, да. Если предположить, что дети испытывают потребность именно в тех областях (не знаю, какое слово тут поставить), к которым некогда стремились их родители (у меня этому есть подтверждения:), то к спорту Даша придет. Чуть позднее))
Оля, если ты посещала художественную школу и есть, что вспомнить, то думаю, стоит поделиться знаниями с Дашей, тем более она этого сама хочет:-)
А человечек просто прелесть! Моя Даша тоже так людей рисует, так чудно!
В тот период, когда мой старший ходил в детский садик, в таком возрасте, воспитатели постоянно подрисовывали что-то в детских работах, что бы родителей "порадовать". А сейчас говорят, что по новой методике они и носа туда не суют, но работы почему-то все одинаковые. Один знакомый мальчик очень любит зеленый цвет, и рисуя человечка, хотел все сделать зеленым, включая волосы, но его остановили, настояли,что волосы зелеными не бывают.. И это наывается не вмешиваться?!
Изучение техник может это и интересно, но в таком юном возрасте мне кажется важнее просто дать ребенку возможность выражать себя в рисунке,любить свои работы.У меня сын очень любит рисовать,рисует хорошо, но в саду его использовали, говорили, что рисовать и как, для выставки, это даже отбило у него охоту рисовать на полгода... Но в художественную школу он хочет посещать, так как ему очень интересно, как э
то получается такие картины, как будто фотографии: "Как это возможно?!!!" Но унас классический подход, берут только с 8 лет, и это подготовишки,а серьезно только с 10-11, и почему?
Света, спасибо за поддержку.
Так жаль, когда взрослые вмешиваются в детское творчество и что обучение у вас начинается так поздно. А по другим предметам тоже так?
У нас сейчас много школ развития. Правда, свою найти сложно. А мне в силу профессии вдвойне сложно, т.к. я сразу вижу все недочёты в стиле преподавания. Свои наблюдения стараюсь держать при себе, но замечаю, что Даша очень тонко чувствует людей и если ей не понравился педагог, наотрез отказывается встречаться с ним дальше. В общем, наши с ней мнения обычно совпадают.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
О, как же мне знакома темы неудачных наставников! В саду самобытные рисунки сына все время критиковались, мол ты не так нарисовал. Что значит не так? А разве в творческом процессе есть так? Ник часто расстраивался и у него пропадало желание рисовать. Я же, как видно из всего, о чем я пишу у себя, всячески стараюсь поддерживать творческие наклонности сына. А они есть у каждого ребенка. Я в этом уверена.
С музыкой у нас тоже была неприятная история, схожая с той, о которой ты написала, Оля: смена учителя - пропадает вообще желание играть, хотя до этого его было предостаточно.
Мне кажется, что тебя, Оля, от занятий с дочкой останавливает только твоя занятость. Результаты ваших совместных сеансов рисования, на мой взгляд, очень хороши. Стоит просто рисовать почаще вместе - тебе медитация, а дочке отличный учитель!
Спасибо, Катя. На самом деле, останавливает меня не столько занятость, сколько мысль о необходимости расширения круга общения дочки. Если разобраться, то на подготовку и проведение занятия вряд ли потребуется хотя бы половина того времени, что уйдёт на дорогу до школы + занятие + обратная дорога. А вот что я точно не смогу дать - это особая творческая атмосфера школы, рисующие рядом дети, гордость от принадлежности к коллективу...
Да, сложный это вопрос. И, видимо, пока для меня не решённый. Так хочется защитить ребёнка от незрелых учителей, о которых ты пишешь, и в то же время дать возможность увидеть мир во всём его многообразии.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Нам ещё только предстоит через это проходить. С Илюшей пока никуда не ходим, рановато ещё.
У меня племяшка ходила в танцевальный кружок, очень ей нравилась девушка-преподаватель, но как это часто бывает, уволилась, а на её место никто не пришел. Сейчас ходит в художественную школу, рисует. Очень нравилось, пока не сменился преподаватель... Ходит, но уже больше чтоб не бросать на пол пути.
Очень понравилась мама)
Да, печально это всё. Ведь дети прикипают всей душой.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Взгляните на это видео!!! как восхитительно рисует эта маленькая девочка!
http://www.imama.info/2012/02/blog-post_20.html
Мне кажется что наша задача заключается в том, чтобы создать условия и не мешать!
Смотря что понимать под условиями. Просто дать ребёнку бумагу, краски и кисточку? Или предоставить в распоряжение ребёнка всевозможные техники рисования, научить его приёмам смешения цветов и умению видеть узоры в кляксах, показать ему полотна великих художников - а потом уже не мешать творить? Приобретя некоторый опыт, я под благоприятными условиями стала понимать вторую альтернативу.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Отправить комментарий