Ребёнок и краски
Считается, что все дети любят рисовать. Тем не менее, я столкнулась с тем, что любовь ребёнка к рисованию не возникает сама по себе - ей необходим толчок плюс регулярная подпитка.
Когда я впервые дала дочке в руки краски и кисточку и показала, как ими пользоваться, несколько дней её было не остановить. Она покрывала весь лист бумаги формата А3 толстенным слоем гуаши, тщательно следя за тем, чтобы не было пробелов. Зачастую на такой слой уходила целая баночка краски, но Даша не останавливалась на этом: сверху наносила ещё один, другого цвета. Таким образом, стоило мне только отвернуться, как картина уже превращалась из нежно-розовой в чёрную, а потом в фиолетовую - и так меняла цвет до тех пор, пока художница не объявляла её законченной.
Если я успевала вмешаться в творчество дочки прежде, чем лист покроется толстым слоем одного цвета, с вопросом: "Что это ты рисуешь?", Даша приходила в замешательтво и я видела, что как раз об этом она и не подумала. Конечно, она тут же находила ответ, но было очевидно, что он надуман. Вот некоторые из Дашиных ранних работ:
Со временем она стала рисовать на заказ. То есть мы с мужем могли попросить: "Нарисуй нашего кота" и вскоре видели результат: туловище, четыре ноги и хвост. По похожему принципу Даша рисовала и себя, и маму с папой, и других родственников: пятнышко-туловище, руки, ноги и маленькая головка. Но теперь она всё реже бралась за краски по собственной инициативе - видимо, от того, что слабо себе представляла, что ещё с ними можно делать:
Совершенно другая история - совместное творчество. Когда у меня появляется идея, что мы можем нарисовать вместе, Даша принимает самое активное участие и результатом мы обе бываем довольны. К сожалению, у мамы нет столько свободного времени (да и идей, честно говоря), чтобы постоянно рисовать вместе с ребёнком.
Когда мы пошли в художественную школу, Дашин подход к рисованию очень изменился: она начала чувствовать уверенность в собственных силах. Теперь она может сама взять лист бумаги, краски и начать рисовать, не дожидаясь инициативы с моей стороны. Вот её школьные рисунки - каждый из них имеет название и нарисован на заданную тему:
Чтобы поддержать Дашино желание и ещё больше развить способности, мы заказали ей диск c видеоуроками рисования для детей Ирины Колобовой. Первый урок мы смотрели вместе и вместе сели рисовать - я подсказывала и помогала Даше. Второй урок дочка посмотрела сама и, к моему большому удивлению, мои подсказки ей не потребовались - она запомнила все подробности урока и сама нарисовала зиму:
Мы продолжаем ходить на уроки рисования раз в неделю, а по диску занимаемся дома, когда у Даши есть желание. И я вижу результаты и того, и другого. Каждый раз, когда дочка знакомится с новой техникой, она отклыдывает её у себя в памяти и успешно применяет даже спустя довольно долгое время.
Признаюсь, прежде чем мы начали заниматься, у меня были большие сомнения: а стоит ли учить ребёнка правильной технике рисования или лучше дать ему свободу самовыражения, не ограниченную рамками инструкций? Но теперь, когда я вижу плоды занятий, мои сомнения развеялись: ребёнок и так движется в нужном ему творческом направлении, а знакомство с техниками развязывает ему руки, предоставляя в его распоряжение дополнительные инструменты. Похоже, к таким же выводам пришла и Альфия, которая тоже занимается с дочерьми рисованием и описывает свои уроки в блоге "Мамины дочки".
А как вы рисуете с детьми?
Комментарии
Оль, с большим удовльствием посмотрела на Дашины работы! Я сейчас на свою Дашку смотрю, она тоже почувствовала уверенность, но в рисовании кисточкой, так как просто рисовать она любит и рисует. но дома - это в основном пальчиками (любит она это), а в школе именно кисточкой.
Маша и Даша, рада за вас!
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Ольга, согласна! Детям нужно иметь какие-то первоначальные навыки, чтобы потом их развивать уже самостоятельно.
Вот и сейчас дочки принялись рисовать свои картины без моей поддержки, без моих идей. Только тему обговорили: Ляйсан рисует осень, Луиза - кошку с мышкой.
Я понимаю, что шедевров не получится, что может и не разглядеть в картине кошки с мышкой, что осень будет странной))) Но дети должны время от времени рисовать "для души"
Альфия, мне приятно, что мы движемся в одном направлении.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Даша молодец! прогресс на лицо!
мы с дочерью начали рисовать, когда ей еще и года не было. Рисовали сначала пальчиковыми красками на ватмане. Затем она рисовала карандашом/фломастерами. Ну как рисовала... чертила свои каракули. ей было год с небольшим, когда я ей предложила акварельные краски. здесь ее сначала интересовали сами краски, как они окрашивают воду и как забавно они смешиваются. К двум годам у нас появились навыки осмысленного рисования. Она может "по заказу" нарисовать солнышко, человечков, дерево, божью коровку (кстати божью коровку она раньше называла "му-му божье", вот такая детская логика), иногда выводит какие то буквы, рисует капельки дождя и другие "мелочи". Конечно все это не шедевр, но вполне узнаваемо. Иногда она спрашивает у меня как нарисовать тот или иной предмет. Я всегда рисую медленно, простыми линиями и фигурами, т.к. рисовать она учится с моих рисунков, она вообще любит наблюдать как я рисую:)
Лилит, дочке повезло, что ты рисуешь. Я вот почему-то забросила это дело, хотя после Дашиных уроков, бывает, и я берусь за кисточку – чужой пример вдохновляет.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Ничего себе разница! Ёж! Зима! Должно быть, Даша сама испытывает радость от своих успехов, правда? Ольга, я резко изменила на неуверенность свою уверенность в тактике невмешательства.
Я в школе ненавидела рисование, а потом сама как-то наперекор кому-то стала лет в 14 рисовать и полюбила это дело отчаянно. А надо, чтоб люди с детства имели счастливое умение-желание выражать себя таким естественным-живым способом, как рисование. Как раз у моих пошёл новый рисовательный виток.
Спасибо за ссылку на Ирину Колобову.
Да, Ольга, Даша теперь с гордостью дарит свои картины. Мы уже закупили огромное количество рамочек и проделали столько же дырок в стене, чтобы разместить Дашину галерею.
Я тоже ненавидела в школе рисование – до тех пор, пока в возрасте десяти лет не сменила опостылевшие бальные танцы (на которые меня пять лет водили против моей воли) на художественную школу. Художника, конечно, из меня не сделали, но любовь к рисованию, да и вообще к поделкам, привить удалось. До сих пор помню, как это приятно: рисовать и видеть, что у меня получается!
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Ольга, покажи свои работы, юношеские или последние, а?
Ольга, к сожалению, ничего из моих прошлых работ не сохранилось. В этом плане блоги – очень полезное изобретение: у современной молодёжи ничего не растеряется.
А сейчас ничего серьёзного не рисую – так, по мелочам. Если вдруг что-нибудь родится, обещаю показать.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Мы когда как. Бывает тоже весь лист изрисуем, а бывает- два мазка и работа закончена:)
Мы с Сеней стараемся почаще рисовать. И ему нравится. Не всегда на бумаге, иногда на столе, стеклышке, на своих руках. Пока пробуем краски пальцами, кисточкой. Идей пока нет, просто возим краской рт души, но получается симпатично. Мне нравятся Сенины смелые мазки)
Я конечно показываю старшей дочке как рисовать, но очень боюсь навязать свое мнение, свой стиль, хочу чтобы она сама добавляла детали и дорисовывала как ей видится картинка. Где эта грань? Пока не нашла ответ на этот вопрос. Может нам надо еще подрасти. потому что в худшколе мы тоже рисовали свою картинку, а не то что нам показывала педагог.
А младшая с удовольствием зарисовывает кисточкой одним цветом весь лист. Совсем как ваша.
Согласна, я тоже опасаюсь перейти эту грань, поэтому решила доверить обучение дочки рисованию профессионалом. Иногда мы просто вместе рисуем, но я её не учу.
Мой тематический сайт: "Клуб любителей английского языка"
Отправить комментарий